Счетчик посещений



Место положение



















Телемедицинское консультирование

 

В ГКБ №2 г. Гродно функционирует кабинет телемедицинского консультирования. Электронный адрес кабинета 192.168.168.45. Работа кабинета телемедицинского консультирования осуществляется в соответствии с положением о кабинете телемедицинского консультирования.

 

Положение о кабинете телемедицинского консультирования ГКБ № 2 г. Гродно

 

ГЛАВА 1

Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в целях научно-методического и организационного обеспечения и координации работ по внедрению телемедицинских технологий в здравоохранении Гродненской области и определяет цели, задачи, функции, права и ответственность кабинета телемедицинского консультирования в ГКБ № 2 г. Гродно (далее – КТМК).
2. КТМК в своей работе руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Республики Беларусь, настоящим Положением.
3. Работа КТМК проводится во взаимодействии с другими подразделениями больницы и другими организациями здравоохранения области в соответствии с планом/графиком проведения телемедицинских консультаций.
4. Организационно-методическое руководство работой КТМК осуществляется центром телемедицинского консультирования УЗ «ГОКБ».
5. Техническое оснащение КТМК определяется в соответствии с задачами и способами его технической реализации.

ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ И ЗАДАЧИ КТМК

6. Цель создания КТМК – повышение уровня медицинского обслуживания населения путем внедрения методов дистанционного оказания консультативной медицинской помощи различного профиля.

7. На КТМК возлагаются следующие задачи:
организация плановых и срочных (неотложных) телеконсультаций больных по соответствующему профилю;
передача знаний и опыта специалистов ведущих медицинских лечебных центров, проведение удаленных лекций, семинаров.

 

ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КТМК


8. КТМК в целях реализации возложенных на него задач осуществляет следующие функции:
координация деятельности с областным ЦТМК в рамках функционирования единой телемедицинской сети Республики Беларусь;
участие в разработке единых подходов в использовании телемедицинских технологий;
проведение консультативных и учебных сеансов видеосвязи;
обеспечение подготовки необходимых материалов для оказания консультативной помощи;
подготовка и представление в установленном порядке отчетов о работе КТМК.

ГЛАВА 4
ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КТМК


9. КТМК имеет право на:
проведение методических и организационных мероприятий, связанных с функционированием КТМК;
участие в конференциях и совещаниях по вопросам, связанным с функционированием и совершенствованием телемедицинских систем;
повышение квалификации сотрудников больницы по определенным вопросам.
10. КТМК несет ответственность за:
проведенную телеконсультацию при условии предоставления консультанту всего комплекса необходимой информации о состоянии пациента и правильной трактовке (выполнении) лечащим врачом полученных при телемедицинской консультации рекомендаций;
своевременное и качественное выполнение плановых заданий по телемедицинскому обслуживанию населения по профилю своей деятельности;
соблюдение действующего трудового законодательства, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка учреждения;
соблюдение правил техники безопасности.

ГЛАВА 5
ФИНАНСИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ КТМК


11. Текущее финансирование КТМК производится в пределах финансовых средств, выделенных на содержание учреждения.
12. Организационная структура и штатная численность КТМК определяются в соответствии с потребностями функционирования в зависимости от объема задач, возложенных на КТМК.

 


Отбор больных в учреждении осуществляется с учетом «Положения о системе телемедицинского консультирования», утвержденного приказом управления здравоохранения Гродненского облисполкома от 15.05.2013 № 428.

 

Положение о системе телемедицинского консультирования (ТМК)

 

Глава 1
Общие положения


1.      Настоящее Положение о системе телемедицинского консультирования в Гродненской области (далее – Положение) разработано в целях обеспечения общедоступности и единого высокого стандарта качества медицинского обслуживания, консультирования пациентов в специализированных областных медицинских центрах, наблюдения и консультирования пациентов после сложных оперативных вмешательств, оказания медицинской помощи в очагах массовых поражений и при чрезвычайных ситуациях.
2.      В Положении определены организационная структура, принципы функционирования системы телемедицинского консультирования (далее - ТМК) в Гродненской области, участники этого процесса, их взаимоотношения, права, обязанности и ответственность, регламенты функционирования, технические требования к форматам протоколов обмена медицинской информацией (текстовой и графической) для того, чтобы информация, сформированная в одной организации здравоохранения с целью получения ТМК, могла быть воспринята в другой.

Глава 2
Организационная структура и
принципы функционирования системы телемедицинского консультирования


3.      Основное направление при создании областной системы ТМК – объединение имеющихся ресурсов, создание единого телемедицинского пространства с выделением следующих уровней: областной, городской и районный.
Областной уровень представляют областные телемедицинские центры, которые организуются на базе ведущих профильных организациях здравоохранения области. Основные функции телемедицинских центров областного уровня – оказание консультативной медицинской помощи врачам, работающим в организациях городского и  районного уровня, участие в системе дистанционного медицинского образования, осуществление (при необходимости) консультаций пациентов на республиканском уровне.
Городской и районный уровни системы ТМК включает телемедицинские кабинеты, создаваемые на базе городских поликлиник, городских и центральных районных больниц, и, в основном, обеспечивают подготовку консультаций пациентов на более высокий уровень, а также консультирование врачей городской, районной сети, включая врачей общей практики, врачей сельских участковых больниц и врачебных амбулаторий. Центры городского и  районного уровней должны быть обеспечены системами видеоконференцсвязи на базе персональных компьютеров достаточной мощности, оснащенных мультимедийными средствами для организации диалога, включая качественную web-камеру, лазерный принтер, сканер, цифровую фотокамеру и другую необходимую цифровую технику.
Телемедицинские центры и кабинеты составляют телемедицинскую сеть области.
4.      С учетом настоящего уровня развития сетей передачи данных в Беларуси наиболее перспективна организация передачи данных в рамках корпоративных VPN-сетей с использованием IP-протокола и xDSL каналов постоянного доступа.

Глава 3
Показания для телемедицинского консультирования


5.      Имеются следующие показания для проведения удаленных клинических консультаций:
определение (подтверждение) диагноза;
определение (подтверждение) тактики лечения;
необходимость диагностики и определения тактики лечения редких, тяжелых или атипично протекающих заболеваний;
определение методов профилактики осложнений;
необходимость выполнения нового и/или редкого вида оперативного (лечебного или диагностического) вмешательства, процедуры и т.д.;
отсутствие непосредственного специалиста в данной или смежной медицинской отрасли, или отсутствие достаточного клинического опыта для диагностики или лечения заболевания;
сомнения пациента в правильности поставленного или не поставленного диагноза, рекомендованного или не рекомендованного лечения и его результатов, разбор жалоб;
изыскание возможности снижения финансово-экономических затрат на диагностику и лечение пациента без ущерба для их качества и эффективности;
поиск и определение оптимальной организации здравоохранения для неотложного и планового лечения данного пациента, согласование условий и сроков госпитализации;
географическая удаленность отдельных специалистов, которых необходимо посетить пациенту в ходе обследования;
поиск альтернативных путей решения клинической задачи;
получение дополнительных знаний и умений по данной клинической проблеме.
6.      Показания для синхронного (on-line) телеконсультирования:
телеконсультирование в тех областях медицины, где преобладают динамические виды информации (психиатрия, наркология, неврология и т.д.);
оказание скорой (неотложной) медицинской помощи;
необходимость выполнения нового или редкого вида оперативного (лечебного или диагностического) вмешательства, процедуры и т.д.
7.      Показания для асинхронного (off-line) телеконсультирования:
телеконсультирование в тех областях медицины, где преобладают статические виды информации (цитология/гистология, травматология, дерматология, МРТ, МСКТ, рентгенология и т.д.);
поиск и определение наилучшей организации здравоохранения для планового лечения данного пациента, согласование условий и сроков госпитализации;
получение дополнительных знаний по данной клинической проблеме.

Глава 4
Квалификационные требования к консультанту, ответственность участников процесса телемедицинского консультирования


8.      Для проведения ТМК привлекаются специалисты более высокой квалификации, чем специалисты организации здравоохранения, представляющей клинический случай для ТМК, или специалисты другого профиля.
9.      Решение о необходимости и сроках проведения ТМК специалистом (специалистами) другого профиля принимается лечащим врачом, согласовывается с заведующим отделением и заместетилем главного врача по медицинской части.
ТМК проводится в присутствии лечащего врача, а при необходимости – заведующего отделением (заместителя главного врача по медицинской части).
10.    Ответственность за вынесенное заключение и адекватность назначенного лечения возлагается на консультанта (членов телеконсилиума). В случаях, когда кто-либо из участников телеконсилиума не согласен с заключением, принятым большинством членов консилиума, он вносит мотивированную запись в протокол ТМК.
11.    Заключения и рекомендации консультанта (консилиума) вносятся в организации здравоохранения, представившей клинический случай для ТМК, в медицинскую карту стационарного (амбулаторного) пациента,  и включают в себя:
  1. дату и время проведения ТМК (консилиума), сведения о консультанте (членах консилиума) с указанием фамилии, имени, отчества, специальности, занимаемой должности, при наличии – квалификационной категории, ученого звания, ученой степени;
  2. установленный или предполагаемый диагноз;
  3. рекомендации по дальнейшему лечению, в том числе и необходимые диагностические мероприятия.
Фиксируется необходимость проведения повторной ТМК (консилиума) (если требуется).
12.    Решение о применении методов диагностики и лечения, содержащихся в заключении консультанта (консилиума), принимается лечащим врачом. Ответственность за изменения в состоянии здоровья пациента, наступившие из-за использования/неиспользования рекомендаций консультанта, несет лечащий врач.
В случае несогласия лечащего врача с заключением консультанта (консилиума) окончательное решение принимается главным врачом организации здравоохранения или его заместителем по медицинской части.
В случаях, когда рекомендации консультанта (консилиума) не могут быть выполнены по каким-либо причинам (отсутствие соответствующих лекарственных и технических средств), заведующим отделением организации здравоохранения, представляющей клинический случай для ТМК, в обязательном порядке ставится об этом в известность консультант (руководитель консилиума) и согласовываются с ним возможные изменения в назначенное лечение с внесением соответствующей записи в медицинскую карту стационарного (амбулаторного) пациента.

Глава 5
Обеспечение прав пациента
13.    Права пациента обеспечиваются возможностью предоставления телемедицинской услуги и выбора места обращения за ТМК.
Согласие информированного пациента имеет силу только в том случае, если пациент получил всю необходимую информацию и объяснения в предварительном разговоре, который не может быть заменен просто вручением формы, приведенной в Приложении 1.
Форма о согласии должна быть подписана пациентом и документирована со стороны того, к кому обратились за помощью, в медицинской карте пациента. О согласии и цели, для которой оно было получено, должно быть сообщено консультанту (который должен удостовериться в правильной информации о пациенте и его согласии).
Для того, чтобы иметь силу, «согласие» пациента должно включать особый случай передачи его данных, а также определять, какие именно данные могут быть переданы (в каком объеме).
14.    Дальнейшее использование переданной при оказании телемедицинской услуги информации основывается на праве пациента на информационное самоопределение. Хранение, обработка и передача информации, относящейся к личности пациента, запрещены до тех пор, пока сам пациент не даст на это согласие. Технические и организационные мероприятия по безопасности должны препятствовать неправомерному использованию данных о пациенте.

Глава 6
Рекомендации по проведению телемедицинского консультирования


15.    При осуществлении ТМК необходимо реализовать следующие мероприятия:
перед проведением ТМК врач должен дать пациенту четкие и вразумительные пояснения, касающиеся его необходимости или желательности, а также возможностей и ограничений ТМК;
врач обязан получить письменное согласие пациента на отправку по телекоммуникационным каналам информации о состоянии его здоровья;
при пересылке (размещении в компьютерной сети) медицинской информации необходимо заботиться о соблюдении врачебной тайны;
желательно использование цифровой подписи для идентификации участника телеконсультирования.

Глава 7
Сценарии телемедицинского консультирования


16.    Обычный сценарий удаленной консультации:
врач-абонент готовит данные о пациенте в виде организованной группы файлов и по электронной почте передает их консультанту, вместе с запросом на проведение сеанса удаленного консультирования (с указанием даты и времени) (Приложение 2);
врач-консультант изучает представленную медицинскую карту;
руководитель Областного телемедицинского центра принимает решение о проведении ТМК или о проведении тех или иных дополнительных исследований (возможной госпитализации);
проведение сеанса ТМК;
руководитель Областного телемедицинского центра отсылает заключение абоненту по электронной почте (Приложение 3).

17.    ТМК может предваряться предоставлением алфавитно-цифровой, визуально-графической и иной медицинской информации о пациенте для первичного ознакомления. Например, перед началом телеконференции (проводимой в реальном времени) консультант уже располагает медицинской картой пациента, медицинскими изображениями и т.п., присланными ранее по электронной почте или размещенными на специализированном сервере. Это позволяет сэкономить время специалистов и сделать on-line консультации более эффективными.

 

 


Stats © Учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 2 г. Гродно»